Формирование нравственно-психологической установки на целомудрие у подростков

_38248649_11_russiangirl_ap150Фрагменты диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
Нижний Новгород –2009

Анализ установок в сфере сексуальных отношений современной молодежи позволяет сделать вывод о том, что интимные отношения между молодыми людьми носят часто нездоровый характер. Согласно точке зрения Б.С. Братуся, человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным) и одновременно личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, удовлетворяться суррогатными ценностями (Б.С. Братусь).

Важным признаком личностно здорового человека является целомудренное поведение. Отклоняющееся половое поведение (половая распущенность, беспорядочные половые связи) может быть одним из видов проявлений нравственного невежества в подростковом возрасте (В.В. Нагаев).

Под целомудрием мы понимаем в данной работе систему личностных и ценностных установок на воздержание от всех форм сексуальных отношений до вступления в брак.
Так называемая «сексуальная революция», которая отвергла традиционные нравственные нормы полового поведения, повлекла за собой много непредвиденных и трагичных последствий: СПИД и другие ЗППП, подростковую беременность, равно как психологический и эмоциональный ущерб, причиняемый тем, кто преждевременно вступает в половые отношения.

В ответ на возрастающие проблемы, связанные с подростковым сексом, во многих странах были приняты программы полового воспитания в системе образования. Основной вопрос, который при этом возникает: Следует ли в программах полового воспитания придерживаться традиционных ценностей целомудрия и моногамности, рискуя тем, что многие молодые люди отвергнут их как устаревшие и несоответствующие реальности? Или мы должны смириться с кажущейся неизбежностью подросткового секса и просто воодушевлять подростков пользоваться предохраняющими от болезней и нежелательной беременности средствами?

Первостепенная задача европейских программ — снизить или хотя бы замедлить рост подростковых беременностей и ЗППП, а не заниматься проблемой самой подростковой сексуальной активности. Считалось, что главная проблема – это невежество подростков в вопросах секса. Такие виды программ делали упор на передачу знаний и приемов предохранения как средство для решения проблем. Однако подобный подход не только не способствовал нравственно-психологическому оздоровлению личности в вопросах пола, но и провоцировал обострение проблемы половой распущенности молодежи. Сегодня во многих странах эти вопросы ставятся принципиально иначе.

Цель проводимого нами исследования – разработать, обосновать и апробировать специальную программу по формированию психологической нравственной установки на целомудрие у подростков.

Исследование проводится в рамках международной просветительской программы «Молодежь на перепутье», направленной на развитие положительных ценностей в жизни молодежи. Программа представляет собой интерактивный, комплексный и системный способ передачи молодежи знаний, умений, практических жизненных навыков и развития позитивных черт характера. Цель программы – донести эти знания до учеников и вложить в них моральные ценности, которые отразятся в конкретном поведении. Программа “Cross Roads” («Молодёжь на перепутье») успешно реализуется в более чем 50 странах мира, в том числе в Венгрии, Испании, Литве, России, Украине. В ряде этих стран она получила поддержку правительства, образовательных и медицинских ведомств.

Исследование в рамках этой программы проводится на базе МОУ СОШ № 14 г. Балашиха Московской области. В исследовании приняли участие 300 школьников подросткового и старшего подросткового возраста. На первом этапе (2003-2004) осуществлялась теоретическая разработка проблемы. На втором этапе (2005-2007) проводилась основная экспериментальная диагностическая работа и анализ ее результатов, разрабатывалась и осуществлялась программа формирования установок на целомудрие и связанных с ней свойств личности учащихся. На завершающем третьем этапе (2007-2008) подвергнуты комплексному анализу все полученные результаты и оформлено научное исследование.

Нравственно-психологическая установка на целомудрие как предмет психологического исследования

В специальном параграфе главы Проанализированы существующие подходы к нравственно-половому воспитанию и выделены два основных: а) ориентированный на либеральное отношение к подростковой сексуальности и, соответственно этому, на предохранение от негативных последствий сексуальных отношений до брака (концепция «безопасного секса») – проконтрацептивное направление; б) ориентированный на воспитание характера, на формирование целомудрия, на воздержание от сексуальных отношений до брака. Проведен сравнительный анализ этих подходов, который потребовал отдельного рассмотрения духовно-нравственной парадигмы подростковой сексуальности и целомудрия.

Анализ этой парадигмы показал, в частности, что большинство современных сексологов практически незнакомо с библейско-христианским подходом к проблеме сексуальности и вопросам целомудрия, и совершенно ошибочно относят христианские взгляды по этой проблеме к антисексуальным воззрениям (И.С. Кон, Ю.И. Семенов, Т.А. Файнберг и др.).

В центральном параграфе главы изучается установка на целомудрие как признак личностно и нравственно здорового человека. Невоздержание от сексуальных отношений до брака рассматривается как личностное нарушение, связано с переживанием отрицательных чувств и эмоций, приводящее к разрушительным последствиям и формирующее разрушительные черты характера (Т.А. Гурко, В.В. Зеньковский, А. Кинтас, В.С. Немцев. Д. Добсон, Л. Крабб, Д. Макдауэлл, А. Мень, Б.В. Ничипоров и другие).  Подробно проанализированы

 

Психологические проблемы и травмы подростков, начинающих вести активную половую жизнь в возрасте от 12 и до 17 лет. 

 

  1. Ощущение использованности и опустошенности особенно тяжело переживается, если ожидались долгосрочные отношения. Специалисты утверждают, что пережитые при первой близости впечатления навсегда сохраняются в памяти и сильно влияют на последующую сексуальную жизнь (И.С. Кон), а генетический «след» от любого сексуального контакта навсегда зафиксирован в генетической памяти. Если первый партнер является единственным в качестве супруга или супруги, то нет оснований для возникновения чувства опустошенности, ощущения использованности, отрицательных воспоминаний и разрушительного сравнения.
  2. Беспокойства и сожаления часто связаны с опасностью забеременеть, а также с риском заболевания венерическими болезнями. В целом, среди девушек, которые пережили сексуальный дебют до 16 лет, ответов, выражающих сожаление, больше, чем положительных оценок (И.С. Кон, 2001).
  3. Депрессия развивается в результате разрыва отношений, разочарования в другом человеке и в чувстве любви. И парни, и девушки тяжело переносят разрыв, особенно если их соединяли интимные отношения. Когда молодой человек или девушка чувствуют, что им или ею воспользовались для удовлетворения эгоистических желаний, часто наступает чувство опустошенности, перерастающее в депрессию. По данным исследований, после того, как девушка делает аборт по настоянию парня или родителей, к ней приходит осознание содеянного, и девушка может впасть в тяжелую депрессию, сопровождающуюся глубоким чувством вины (Т.А. Гурко). Врачи описали так называемый “постабортный синдром”, который включает в себя угрызения совести, чувство вины, сопровождающиеся раскаянием, неприятными воспоминаниями, плачем, отчаянием, депрессией (Л. Дехтяренко, Д. Пикок и др.).
  4. Агрессивное сексуальное поведение является проявлением нецеломудренного образа жизни. Т.А. Гурко отмечает, что для многих мальчиков-подростков и даже взрослых мужчин формирование мужской идентичности связано с унижением и подавлением девушек.
  5. Непрочные браки – отдаленное последствие невоздержания от сексуальных отношений до брака в подростковом и юношеском возрасте. Внебрачные половые связи приводят к тому, что, создавая семью, человек не будет принадлежать своей половине на 100%, растратив себя на других партнеров в прошлом. Существует мнение, что те, кто вступают в половую связь до брака, чаще разводятся и значительно меньше удовлетворены половой жизнью в браке (Д. Макдауээлл, В.С. Немцев, Т. Рехак).
  6. Безответственность. Подростки не хотят нести ответственность за последствия рискованного поведения: беременность, заражение венерическими заболеваниями, а также “разбитое” сердце другого человека. Безответственный человек не является надежным партнером для долгосрочных отношений в браке и в воспитании будущего поколения.
  7. Лживость формируется в результате безответственного нецеломудренного поведения. Во-первых, подростки лгут себе, оправдывая свою половую распущенность или убеждая себя, что любят человека, с которым вступают в сексуальные отношения. Во-вторых, они обманывают родителей, которые ожидают от своих детей целомудренного поведения. В-третьих, чтобы добиться интимных отношений, парни говорят девушке, что она первая, или обещают жениться. Девушки лгут, скрывая истинные мотивы вступления в интимные отношения (например, стремление выйти замуж любым путем, материальная заинтересованность и т.п.). Но известно, что на лжи невозможно построить долговременных отношений (В.В. Зеньковский).
  8. Эгоизм рассматривается и как причина, и как следствие нецеломудренного поведения. По данным В.В. Нагаева, поведение мужчин с эгоистической тенденцией к половому удовлетворению объясняется утратой социально-полезных интересов, отсутствием высоконравственных идеалов и подлинных ценностей. Эгоистическими мотивами вступления подростков в интимные отношения до брака являются любопытство, удовлетворение полового влечения, самоутверждение. Внебрачная половая жизнь есть торжество чистой сексуальности за счет духовной стороны, в частности, за счет тех радостей и творческой силы, которые вытекают из переживаний любви. Таковы указания социального знания, психопатологии, категорические указания морального и религиозного сознания (В.В. Зеньковский).

Воздержание от сексуальных отношений до брака (целомудрие) – это признак личностного здоровья, которое характеризуется наличием целостного внутреннего мира, проявляется в созидательных действиях и формирует созидательные черты характера.

 

В отдельном параграфе главы раскрывается понятие и Психологическая структура установки на целомудрие, которая включает:

Когнитивный компонент — знания о том, что такое сексуальность, сексуальные отношения и их роль в жизни человека, знания о последствиях внебрачных половых связей, таких как ЗППП, нежелательная беременность, аборты, эмоциональные травмы. Когнитивный компонент содержит информацию о ложных причинах вступления в интимные отношения (эгоизм, страсть, любопытство, манипуляция, повышение собственного статуса среди сверстников), а также о том, что представляет собой целомудренный образ жизни. Работа по когнитивному блоку включает тестирование уровня психологической установки на целомудрие; рефлексивный анализ своих взаимоотношений с другом или подругой на предмет оценки их по критериям истинной любви или ложной влюбленности, тематические обсуждения-дискуссии «Фундамент жизни» (определение жизненных целей); «Свободное время» (умение использовать и планировать свое свободное время); «Правила честной борьбы» (как правильно и честно решать конфликты); «Что такое любовь» (качества настоящей любви, ее отличия от влюбленности); «Свидания» (умение строить отношения друг с другом); «Дизайн брака» (принципы построения супружеских отношений).

 

Мотивационный компонент включает мотивы, побуждающие молодого человека воздерживаться от интимных отношений до брака и хранить себя в чистоте. Мотивом целомудренного поведения, например, может быть стремление создать счастливую семью, или желание быть здоровым, или твердое следование нравственным принципам. В содержании мотивационного блока проводится диагностика эмоционально-личностных состояний и мотивов общения, анализ мотивации поведенческого выбора, предусмотрены занятия УТГ («Построение жизненных целей») и ролевые игры-упражнения («Цели», «Смысл жизни», «Пять лет спустя» по материалам К. Фопель).

 

Операциональный компонент подразумевает овладение системой практических действий и умений целомудренного поведения. Необходимо участие воли в том, чтобы контролировать свои физиологические потребности, чтобы противостоять сексуальному давлению и устоять в искушениях сексуального характера (порнография, сексуальные отношения вне брака, мастурбация, виртуальный секс). Программа операционального блока включает диагностику уверенности в себе, уровня оптимальности самооценки, а также комплекс групповых занятий и упражнений («Укрепление воли», «Искоренение вредных привычек», «Выработка полезных привычек», «Выработка уверенного поведения») и ролевых игр («Противостоим искушению», «Скотч» и другие).

Рефлексивный компонент – самоосознание подростком себя, как личности успешной или неуспешной, значимой или незначительной, любимой или нелюбимой, которое влияет на целомудренное поведение. Самодиагностика убеждений, мотивов, поступков, состояния помогает отслеживать и анализировать настоящее и понимать, что необходимо для достижения целомудрия, как нравственного образа жизни. Рефлексивный блок нацелен на осознание учащимися изменений собственной личности под влиянием работы и оптимизацию их самооценки. В качестве итогового задания в этом блоке и по всей программе предусмотрены составление и последующий анализ психологических «Автопортретов» учащихся по программе самоанализа.

Духовно-нравственный компонент характеризуется ориентацией на духовные ценности: ценность жизни человека, его целостности и нравственной чистоты, а также ценности семьи, такие как любовь, преданность, доверие. Вступление в сексуальные отношения неразрывно связано с таким понятием как ответственность за свои поступки, а в связи с распространением ВИЧ/СПИДа, и жизнь другого человека, что является также нравственным качеством. Духовно-нравственный компонент является стержнем установки на целомудрие, благодаря которому эта установка становится деятельной. В работе по ценностно-смысловому блоку предусмотрены занятия УТГ, а также дискуссионные встречи и фестивали по темам: «Один шаг в свое время» (на осознание и принятие осмысленного планирования жизни); «Жизненные истории» (знакомство и обсуждение реальных историй о счастливых и несчастных судьбах, связанных с целомудренным или нецеломудренным образом жизни); «Два пути к зрелости» (о двух стратегиях удовлетворения желаний); «Полоса препятствий» (о жизненных трудностях, испытаниях и способах их преодоления для воспитания духовно-нравственной зрелости) и другие.

 

Целостный внутренний мир, созидаемый в процессе целомудренного образа жизни, является достоянием подростка. Целомудренность не пытается игнорировать сексуальность или оставлять ее в стороне и подавлять, но стремится должным образом оценить ее и дать ей верное направление. Сексуальность является основанием того, кто мы есть. Несмотря на все современные «прогрессивные» идеи и новейшие психологические размышления, люди все еще чувствуют, что сексуальные отношения до брака – это зло. Совесть человека продолжает считать блуд грехом. Честь и чистая совесть для человека – самое ценное, чем он обладает, это основа его умственного и психологического благополучия (Р. Хэшн). Человек, который ведет целомудренный образ жизни, имеет душевное равновесие. Он находится в мире с самим собой, потому что не выступает против совести, заложенной в нем Богом в качестве индикатора нравственности (правильности) поведения. В.В.Зеньковский предлагает рассмотреть закон цельности, состоящий в том, что в человеке неотвратимо и непреодолимо живет потребность внутреннего соединения сексуальности и движений любви. Целомудренный человек не живет в погоне за сексуальным удовлетворением, он направляет энергию пола на достижение смысла и цели жизни, на развитие творческого потенциала, для созидания блага.

 

Созидательные действия целомудренного образа жизни.

  1. Достижение жизненных целей становится возможным при воздержании от сексуальных отношений до брака, при котором высвобождается время, энергия, соответствующее целеполагание. Размышляя о созидающем влиянии воздержания от сексуальных отношений до брака на жизнь молодого человека, В.В.Зеньковский предлагает различать два понятия: энергия пола и половая энергия. Под энергией пола следует понимать все то, что рождается от сферы пола (и в теле, и в душе), что соответствует понятию творческой силы в человеке, половая же энергия связана с деятельностью половых органов в человеке. Вовсе не вся энергия пола переходит в половую энергию. В.В. Зеньковский приходит к выводу, что большая, может быть самая значительная часть энергии пола, не переходя в половую энергию, как бы минует половую сферу, уходит в другие сферы нашего существа. На этом зиждется все огромное значение полового воздержания, которое как бы освобождает энергию пола для творческого использования ее в высших формах психической жизни (В.В. Зеньковский).
  2. Подготовка к долгосрочным отношениям в браке невозможна без практики воздержания в повседневной жизни подростков. Если молодые люди оставляют секс для брака, у них появляется возможность узнавать друг друга как личность, а не как объект для сексуального удовлетворения. Этап дружбы и ухаживания, ориентированный на личностное сближение, взращивает, укрепляет любовь и закладывает прочный фундамент для создания в будущем крепкой семьи. Воздержание от сексуальных отношений до брака является хорошей “тренировкой” верности будущей жене или мужу (Д. Добсон, В.В. Зеньковский Д. Макдауэлл, В.С. Немцев, Д. Пауэлл и др.). По мнению В.В.Зеньковского, в добрачной половой жизни изнашивается организм: сексуальная жизнь, не связанная с любовью, с семейным очагом, с детьми, берет гораздо больше сил, чем нормальные супружеские отношения в браке. Таким образом, безопасный секс для индивида и общества в целом – это секс между двумя девственниками, заключившими брак до конца своей жизни и соблюдающими верность в супружеских отношениях.
  3.  Целомудрие проистекает от осознания нравственных принципов бытия человека и способствует укреплению таковых в обществе, сохраняя общество от нравственного разложения. Испанский философ А.Кинтас выдвигает концепцию об интегрировании инстинктивных наклонностей и духовных сил, утверждая, что будучи направленными к высшему, различные силы человека получают наибольшую мощь и одновременно приобретают равновесие. Поэтому недостаточно стоически контролировать инстинктивные наклонности. Надо гореть желанием добра, высших ценностей – реальностей, являющихся источником смысла нашего существования. Более чем о контроле над желаниями и аппетитами, надо говорить об их правильной ориентации, об их интеграции в поле действий, необходимых для развития человека. Наша основная этическая задача состоит не в борьбе против инстинктов, как часто утверждают, не в уменьшении их силы, не в подавлении их требований. Инстинкт и дух должны не противостоять друг другу, а интегрироваться; интегрироваться же значит посвятить себя общей важной задаче (А. Кинтас)).
    Таким образом, целомудренный образ жизни способствует сохранению душевного и физического здоровья индивида. А в будущем способствует здоровью семьи, ячейки общества. Общество, состоящее из целомудренных индивидов, хранящих девственность до брака и верность в браке, будет также здорово физически, психологически и духовно (личностно). Целомудренный образ жизни формирует такие созидательные черты характера, как уважительность, ответственность и самодисциплина.
    Известный естествоиспытатель Э.И.Уайлдер Смит пишет по этому поводу следующее: «Народ, не знающий воздержания, немедленно требующий всякого наслаждения, включая сексуальное, стремительно движется к погибели. Народ, неспособный отказаться от наслаждений (и не только от половых), не будет иметь в запасе накоплений сублимированной энергии для высоких достижений» (по В. Бюне, 1991, с.37). Только общество, состоящее из личностно здоровых людей, придерживающихся целомудренного образа жизни, способно успешно развиваться и созидаться, а не саморазрушаться.

Программа в целом направлена на формирование целостного внутреннего мира духовно-нравственной и целомудренной личности подростков. Для участия в программе была сформирована экспериментальная группа учащихся из числа испытуемых с несформированной установкой (72 чел.), выявленной в диагностическом исследовании. Для осуществления в последующем контрольной диагностики была сформирована также контрольная группа из 72 учащихся, также из числа испытуемых с несформированной установкой. Эти учащиеся КГ не принимали участие в программе формирующей работы.

Работа по формирующей программе охватывала 3-летний период взаимодействия с учащимися на экспериментальной площадке МОУ СОШ № 14 г. Балашиха Московской области. На протяжении этого времени осуществлялись наблюдения за учащимися, встречи и беседы с родителями, проведение диагностических исследований, организация формирующей воспитательно-образовательной работы. Для проведения формирующей программы использовались занятия факультатива по психологии, а также специально организованные групповые занятия с учащимися в учебно-тренинговых группах (УТГ) и дискуссионных группах во внеучебное время.
Целью программы является обеспечение условий оптимального развития психологических свойств, мотивов, умений и навыков, определяющих устойчивую направленность на здоровый и целомудренный образ жизни. Психологическая подготовка направлена на развитие всех сторон сложной структуры личностных свойств во взаимодействии всех влияющих на нее факторов. Результатом психологической подготовки предполагается прочная и стабильная психологическая установка на целомудрие, целомудренный образ жизни, целомудренное общение и поведение, твердый, уверенный, добровольный и осознанный жизненный выбор, связанный с отказом от сексуальных отношений до брака, подкрепленный системой умений и действий по осуществлению этого выбора в реальном жизненном процессе. Основными формами работы являются тематические беседы, чтения с обсуждением, дискуссии, упражнения, ролевые игры, тренинги общения, проигрывание и разбор ситуаций, инсценировки, творческие мастерские, домашние задания.

По результатам образовательно-воспитательной работы по разработанной программе проведены сравнительная контрольная диагностика уровня установки на целомудрие, полная диагностика всех личностных характеристик испытуемых экспериментальной группы и контрольной группы.
1. Показатель установки на целомудренный образ жизни, соответствующее поведение и общение, на воздержание от сексуальных отношений до брака у учащихся экспериментальной группы вырос очень существенно, тогда как у учащихся контрольной группы даже несколько усилилась противоположная установка. Это означает, что проведенная программа воспитательно-образовательной работы с учащимися экспериментальной группы обладает высоким формирующим нравственно-психологическим потенциалом. Тогда как «естественные» условия подростковой среды продолжают поддерживать и укреплять безнравственные установки в вопросах пола.
2. Практически по всем диагностированным личностным свойствам у испытуемых ЭГ произошли существенные позитивные изменения в уровневых показателях. Значительно усилились внутренние, нравственные мотивы выбора поведения и общения и ослабли мотивы внешние. Наиболее значительные позитивные изменения наблюдаются в эмоциональной сфере, где существенно снизились страхи неудачи и отвержения, переживаний чувства стыда или вины. Также значительны позитивные сдвиги в оптимальности самооценки и уровня уверенности в себе. Наиболее существенным является рост показателей уровня ценностно-смысловых и нравственно-духовных ориентаций учащихся экспериментальной группы.

3. Что касается показателей личностных свойств испытуемых контрольной группы, то за тот же период времени в них не произошло существенных изменений, хотя общая тенденция изменения уровневых показателей свойств, скорее негативная, чем позитивная.

Все эти данные позволяют сделать вывод о существенной положительной роли воспитательно-образовательной работы по формированию установки на целомудрие и целомудренный образ жизни у подростков экспериментальной группы. Эти данные подтверждают проверяемую в нашем исследовании гипотезу о внутренней связи установки на целомудрие и личностных характеристик мотивационной, эмоциональной и ценностно-смысловой сфер личности подростков.

(Я добавила)

Вывод:

Просим поддержать реализацию программы в качестве эффективного средства формирования установки на целомудрие, оптимизации связанных с нею свойств личности, создания психолого-педагогических условий формирования целомудренного образа жизни подростков, профилактики безнравственного поведения в вопросах пола и его негативных последствий в жизни подростков и молодежи в целом.

Автор статьи: М. В. Ганина