Анализ школьных учебников Воронцовой и Пономаренко

В институты  последипломного образования

В ответ на многочисленные обращения родителей и общественных  организаций  по поводу содержания проекта «Школа против СПИДа», реализуемого сегодня через тренинговый курс «Формування здорового способу життя та профілактика ВІЛ» авторов Воронцовой Т. В. и Пономаренко В. С.,   ВОО «Родительский комитет Украины» провел его рецензирование с привлечением двадцати восьми  специалистов (по педагогике, психологии, философии, истории, филологии, богословию, биологии, медицине), двое из которых являются академиками Национальных Академий педагогических наук, трое – членами-кореспондентами  данных Академий, двое — докторами, десятеро – кандидатами наук, шестеро – проректорами высших учебных заведений.

Проведенная работа показала следующее:

Авторы проекта, претендуя на инновационность своей методики, указывают, что «ее  отличие от традиционных методов воспитания в том, что формирование собственной системы ценностей происходит не путем морализаторства». Одной этой фразой они перечеркнули все традиции классической педагогики, в основе которой лежат, прежде всего, нравственные аспекты. Ушинский, Макаренко, Сухомлинский никогда не занимались морализаторством, а все что они создали, выстрадано ими и проверено на практике. Достаточно прочесть «Письма к дочери» В.А.Сухомлинского и «Книгу для родителей» А.С.Макаренко. Ошибочно считать, что проблемы, стоящие сегодня перед молодежью являются чем-то новым, все это уже было в нашей истории. Бесценными представляются выводы А.С.Макаренко который, работая с «трудными» подростками в послереволюционный период полной сексуальной распущенности  и свирепствования венерических заболеваний, написал: «Мой опыт показал, что специальное, целенаправленное, так называемое половое воспитание может привести только к печальным результатам». Сознательно убрав нравственную составляющую из проекта, авторы автоматически лишили его перспектив в вопросе профилактики ВИЧ/СПИДа. Достаточно обратится к статистике, которая  показывает, что более 90% ВИЧ-инфицированных приходится на долю наркоманов, гомосексуалистов, проституток и людей, ведущих беспорядочную половую жизнь. Применение стерильных шприцов защитит наркомана от ВИЧ, однако итог все равно будет трагичным, поскольку наркотики обрушают имунную систему, провоцируя СПИД. Что касается передачи ВИЧ половым путем, то в отсутствии медицинских способов защиты — это только вопрос времени. Показательным является пример гомосексуалистов, для которых презерватив служит обязательным атрибутом общения. В Германии с 2001 по 2009 гг. количество ВИЧ-инфицированных увеличилось более чем на 50%  и в основном за счет гомосексуалистов. В 2011 году в Европе на их долю пришлось уже около 80%  ВИЧ-инфицированных половым путем. В Украине уровень заражения этой группы составляет примерно  9% по сравнению со среднестатистическим 1%. Таким образом, совершенно очевидно, что борьба с ВИЧ/СПИДом – это, прежде всего, борьба с такими социально-опасными явлениями, как  наркомания, гомосексуализм, проституция и половая распущенность.   Как  же можно решать эти проблемы без  нравственной оценки данным явлениям, предстляя  их как вредные привычки и свободу сексуального  выбора? В вопросе ВИЧ/СПИДа гарантией здоровья служит только воздержание до брака и взаимная верность, а это опять же вопросы сугубо нравственные. Такой, нелогичный, на первый взгляд, подход становится обьяснимым, если предположить, что проект создан не в Украине, либо под влиянием зарубежных технологий, в часности, активно используемой в Америке, методики обучению жизненным навыкам «Life Style». Исключив нравственный подход к вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа, авторы сконцентрировали свои усилия на  контрацепции и закреплении определенных  моделей поведения в различных ситуациях, что является их концептуальной  ошибкой.

Следует отметить — подобные проекты уже были апробированы  в США, России, странах Африки  и результаты оказались прямо  противоположны ожидаемым.     В 1971 году в Америке была приняты общеобразовательная программа «Обучение контрацепции», а уже к 1975 году  зафиксирован рост подростковых беременностей на 25%. Чем больше средств государство вкладывало в эту программу, тем плачевней становились результаты. В 1996 г. Конгресс США принял закон PL104-193 «Социальная реформа», предусматривающий переход к новой школьной программе «Обучение воздержанию». Ныне в США существует более 100 подобных программ, в основе которых лежит убеждение, что «единственными общественно-принятыми критериями сексуальных отношений должны быть воздержание до брака и взаимная верность ».

С начала 90-х годов в России был введен проект «Половое воспитание Российских школьников». В 1993 году в г. Ярославле было повсеместно введено во всех школах половое воспитание и открыты «Медико-педагогические школы», занимающиеся секс-просвещением. По данным МВД и кожвендиспансера г. Ярославля в 1994 году уровень преступлений на сексуальной почве среди подростков вырос в 2 раза, а количество вен-заболеваний к 1995 г. увеличилось в 10 раз. Учитывая отрицательные результаты, массовые протесты родителей, негативную оценку специалистов Центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, Национального научного центра наркологии в 1997 г. программа «Холис», выполняема в рамках этого проекта, решением коллегии Минобразования РФ  была приостановлена.

Руководитель Центра научных исследований по предотвращению распространения СПИДа при Гарвардском университете (США) Эдвард Грин установил, что чем более доступны презервативы, тем выше заболеваемость. В своей книге «Переосмысление профилактики СПИДа: уроки успеха развивающихся стран» Грин отмечает, что в Африке большинство дорогостоящих медицинских инициатив, в том числе и раздача презервативов, не привели к ожидаемому эффекту. «В то же время относительно простые и  малозатратные программы, связанные с изменение поведения, которые делают акцент на моногамии и более позднем начале сексуальной жизни у молодёжи, оказываются наиболее эффективными средствами в борьбе с распространением СПИДа». Что касается формирования поведенческих навыков, то в реальной жизни вариантов развития событий  гораздно больше, чем три-четыре, отработанных на тренингах, и неизвестно, как себя поведет подросток, попав в новую ситуацию. Кроме того, очевидным является тот факт, что алкоголь и наркотики являются провокатором, так называемого, «рискованного поведения», когда человек перестает обьективно оценивать ситуацию и у него исчезает чуство опасности. Тренинги же закрепляют навыки в состоянии «адеквата». Весьма сомнительно, что, будучи пьяным, подросток использует приемы, приобретенные им в нормальном состоянии. В любом случае, овладение несколькими навыками лишь снизит риск ВИЧ-заражения, не изменив ситуацию в целом.

Сознательно отказавшись от подходов, закрепленных отечественной педагогикой, Воронцова Т.В. и Пономаренко В.С. приняли за основу идеи, внедряемые в свое время людьми, которых никак нельзя отнести к друзьям нашего народа:

1. Воронцова: «Избегайте морализаторства».  «Применяйте слова,  которые исключают моральную оценку определенного явления». «Избегайте поучительных высказываний, заставляющих участников принимать решения, которые, на ваш взгляд правильные».
М.Зангер: «никакого морализаторства». Известная феминистка  Маргарет Зангер, основательница «Лиги контроля над рождаемостью» , праобраз Международной федерации планирования семьи (МФПС), большую часть своей  жизни  посвятила борьбе с рождаемостью на планете и организации абортариев по всему миру. Она   была лично знакома с Адольфом Гитлером и после встречи с ней фюрер сказал: «Есть много путей, систематических и безболезненных, во всяком случае, чтобы заставить нежелательные расы вымереть».

2. Воронцова: «СПИД – это болезнь, а не расплата за грехи». «Не отрицая важности нравственнй чистоты, обьясняем, что  ВИЧ с одинаковой вероятностью поражает людей в законном браке и при внебрачных сексуальных контактах», «воздерживайтесь от осуждения  личностных ценностей  и убеждений участников».
М.Зангер:  «Подросткам не надо говорить про нравственную чистоту». «Оставь нравственность за дверью». «Сексуальное образование ни в коем случае не должно быть негативным».  Алан Далес (директор ЦРУ США): «Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности»;

     3. Воронцова: «Проект охватывает молодеж на пороге начала половой жизни».
Алан Далес: «Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодеж, станем разлагать, развращать, растлевать ее».

5. Воронцова: «Хотя ранние и внебрачные половые отношения  и порождают много проблем, молодые люди часто решаются на них… Очень важно обдумать это решение  заранее, в спокойной обстановке».
М.Зангер: «Если подросток чувствует, что он дозрел до сексуальной активности, это – его выбор…Общество просит лишь, чтобы он не производил на свет детей…». «Супружеская измена – естественное последствие современного брака»;

     6. Воронцова: « Нежелательная беременность».
М.Зангер:  «Мы должны обеспечить право каждого ребенка быть желанным»;

     7. Воронцова: «Можно подумать, что это очень весело иметь ребенка. Хлопоты, затраты, волнения? Их хватит на всю вашу дальнейшую жизнь». «Родительсьво – …тяжелая работа даже для двух …материально обеспеченных людей».
Генрих Гимлер (рейхсфюрер войск СС, замечания и предложения по генеральному плану «Ост»): «Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства».  М.Зангер: «Большая семья представляет собой угрозу, поскольку каждый следующий ребенок понижает  уровень жизни семьи»;

     8. Воронцова:  «Мужчины, имеющие секс с мужчинами».  «Гендерные признаки свойственны людям разного пола». Раздел «сердце друга» открывают фотографии гей-символов  Фредди Меркури и Элтона Джона.
М.Зангер:  «Все виды секса естественны и никаких извращений не существует…». Декрет 3-го рейха 1939 г.: «Гомосексуализм всегда надо обьявлять легальным»;

     9. Воронцова:  «При родах уровень смертности подростков на 60% выше, чем у взрослых женщин».

Генрих Гимлер: «Нужно говорить о большой опасности для здоровья женщины, которой она подвергается, рожая детей»:

     10. Воронцова:  «Девушка отваживается на аборт».
Адольф Гитлер: «Большие семьи туземного населения могут удовлетворить нас только в том случае, если девушки и женщины будут делать настолько много абортов, насколько это возможно». «Пристрелил бы любого, кто попытался бы запретить аборты на Украине».  Генрих Гимлер: «Аборты ни в коей мере не должны ограничиваться». М. Зангер: «Самое милосердное, что может сделать многодетная семья своему ребенку, это прикончить его»;

     11. Воронцова:  «Необходимо сообщать ученикам адреса  «Клиник  дружественных для молодежи».
Генрих Гимлер: «Следует всячески способствовать расширению сети абортариев»;

     12. Воронцова: «Нет незащищенному сексу».
Адольф Гитлер: «Активная торговля контрацептивами должна поощряться в восточных территориях, поскольку мы не можем иметь ни малейшего интереса в росте численности негерманского населения».  Генрих Гимлер: «Должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств».

Сравнение приведенных высказываний показывает их полное смысловое, а иногда и лингвистическое совпадение.

Что бы понять конечную цель данного проекта, который, принципиально не решая проблему ВИЧ/СПИДа, тем не менее,  предлагается к широкому внедрению в общеобразовательном  процессе,  достаточно проанализировать его преамбулу: «Проект реализует современную педагогическую методику развития жизненных навыков, основанных  на  гуманистических идеалах, уважении к правам человека, деликатном отношении к гендерным проблемам». Стоит отметить, что современный гуманизм носит  антирелигиозный характер. 2-й Манифест гуманизма (1973 г.) сформулировал принцип «атеистического гуманизма», суть которого изложил президент МФПС Алан Гантмахер: «Вера в бога несостоятельна. Традиционные моральные ценности не могут удовлетворить насущных нужд современного человека». Данный манифест отстаивает права человека на самоубийство, аборты, эвтаназию и сексуальную свободу.     3-й Манифест гуманизма (2003 г.) зафиксировал, что «человеческие существа являются неотъемлемой частью природы, результатом эволюционного изменения, который никем  не предопределен». Что касается уважения к правам человека, то в проекте много говорится о правах ВИЧ-инфицированных, однако,  эти права реализуются не через подростков, а через воспитателей, учителей и административных работников. В то же время, ряд разделов формулирует права самих подростков, а именно —  на ранний сексуальный старт («Твой осознанный выбор») и на аборты («Последствия ранних половых  отношений»). Говоря о деликатном отношении к гендерным проблемам, следует отметить, что теория гендера сегодня концентрирует свое внимание не столько на правах женщин, сколько на правах всех тех, чей биологический пол не совпадает с социальным, в том числе и в половой сфере. Все то, что мы ранее называли «извращениями»,  данная теория представляет как право выбора на гендерную самоиндификацию, а критику секс-меньшинств  — культурно-социальными  предрассудками.

Таким образом, по сути, фраза звучит так: «Проект реализует современную педагогическую методику развития жизненных навыков, основанных на идеалах безбожия, уважении  к правам подростков на ранний сексуальный старт и аборты, деликатном отношении к извращениям в половой сфере» и результатом его реализации будет безбожие, цинизм и усугубление демографических проблемм.

Анализ школьных учебников Воронцовой и Пономаренко: Один комментарий

  1. Какая мораль — они просто зарабатывают на этом деньги. Платят за АНТИСПИД — они влезут в программу АНТИСПИД. Поучать очень выгодно, если какой-нибудь международный фонд это оплачивает

Комментарии запрещены.