ТАЙНЫ ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ПЕЩЕРЫ

Есть на Сватовщине, Луганской области, село Преображенное. Расположено оно на реке Красной. На севере село граничит с Нижней Дуванкой, а с южной его стороны — Фомовка. Возникновение Преображенного относится ко 2 половине XVII века. По одной версии, название это связано с существованием в селе Преображенского храма. Специалисты истории и теологи утверждают, что то был необычной красоты собор. Было в нем что-то неповторимое. По показаниям исторических документов, в начале XX века именно в храм Преображения Господня приезжал служить праздничную службу сам епископ, а с ним и многих священников. Это была большая честь для села, уважение к храму.

Впоследствии, уже в 30 годы нашего века, это здание было запущено, а затем перестроено в Дом культуры.
Есть в Преображенном еще одно место, окутанное сплошной тайной. Речь пойдет о меловых пещерах. Расположены они по правую сторону реки Кобылки в 3 километрах от села Наугольного и в 4-5 километрах к западу от Преображенного. Наша экспедиция, которая решила обследовать пещеры, была создана на общественных началах и складывалась с 5 человек. В ноябре 1996 года мы решили исследовать пещеру и сделать свои выводы, полагаясь на свои знания и опыт.
Достаточно крутой склон меловой горы порос небольшим лиственным лесом. Его разделял овражек, поросший небольшими деревьями и травой. Перед нами открывалось 5-метровое в диаметре углубление в земной поверхности. Внизу были выдолблены ступени и завален листьями и хворостом небольшой (около полуметра) вход в пещеру. Дальше он сужался, и 5-7 метров пришлось ползти ужом по мелу, чтобы попасть в узкий, во весь рост человека, коридор, что вел к пещерным помещениям, тупикам, переходам.

Сватово
Обследовали мы пещеру с целью воссоздания информационных следов давних неизвестных нам мастеров, которые строили это подземное сооружение. О каких-то вещах, драгоценностях мы и мысли не имели, поскольку знали, что до нас побывали в этих местах уже многие искатели — не столько историки, сколько любители приключений и острых ощущений.
Везде было видно следы обработки стен, потолка, пола. Посредине стен везде есть ниши, назначенные, скорее всего, для факелов, которые светили мастерам подземелья во время их нелегкой работы. Согласно со сведениями, которые попали в местную прессу раньше, пещера была выдолблена в меловой горе в 1894 году. Об этом свидетельствует округлой формы меловый знак, на котором был указан именно этот год, а на обороте надпись: «Святой Григорий и с ним 27 человек. О Григории рассказывал односельчанам и Алексей Захариевич Попов, которого считают одним из строителей пещеры. Григорий ежегодно ходил в Киев, чтобы на страстной неделе в четверг исповедаться, заказать молебен, разговеться освященной пасхой. Ходить в Киев, чтобы посетить Киево-Печерскую Лавру и храмы города, было в обычае верующих православных христиан нашего края. В Сватовском краеведческом музее в зале искусства хранится небольшое серебряное обручальное кольцо с надписью: «Св. Варвара Великомученица». Серебряные буквы были сначала на синей эмали. Ценность этого обручального кольца, которое попало в музей, в том, что было оно приобретено местной жительницей в Киево-Печерской Лавре, когда женщина с другими прихожанами ходила туда пешком, А это является подтверждением того, что жители нашего края когда-то ходили в Киев на Пасху, чтобы поклониться святым местам. Это совпадает с тем, что Григорий имел сведения об устройстве пещер в Киеве.
По убеждению председателя Преображенского сельсовета Л.Верцуна, Преображенская пещера — это копия ближних пещер Киево-Печерской Лавры. Преображенская лишь на несколько метров длиннее их.

in-search-of-the-cave-monastery-2551x1024x768x0
Рассказывают, что Григорий, собрав единомышленников, предложил им построить собственный храм. На это время он был уже человеком преклонных лет. По предложению Григория начали копать гору. Работали строители ночью. Когда же работы подходили к завершению, Григорий появился вечером, долго молился, похаживал по коридорам пещеры, тяжело вздыхал. Потом молча поклонился и неспеша ушел. На то время Григорий очень хворал.
Куда пошел старик, никто не мог сказать, так как и то, откуда он пришел в село Преображенное. По преданию местных жителей, Григорий исчез, будто растаял в предутреннем тумане. И больше никто о нем не слышал и не знал.
В народе Григория называли святым. Кстати, по православной христианской традиции человек при жизни не мог быть святым, а канонизировали тех, кто вершил подвиг поста и молитвы, лишь после их смерти. Вместе с тем, есть сведения и о том, что в среде старообрядцев иногда святыми людей объявляли при жизни.
Обследуя пещеры, мы стремились найти хотя бы одну вещь, которая бы ускользнула от искателей-предшественников. И несколько из своих тайн пещера нам открыла. На грубо обработанных стенах мы нашли вырубленные правильные начертания православных крестов. Надписи были короткими, типа: «Благослови». В некоторых местах крест был изображен с сиянием. Нашли мы и выбитые инициалы «Т.В.» Это навело нас на мысль о зашифрованной фамилии и имени кого-то из первостроителей.
Одна из находок совсем сбила с толку. На стене был изображен силуэт лица святого, но с католическим нимбом. Сбивало с привычного течения мыслей и то, что в одном месте мы отыскали, дату более позднюю той, которую принято считать началом основания пещерного монастыря — «1827». А что, если пещеры под Преображенным намного более старше официально определенного работниками областного музея возраста? Тогда возникает вопросов больше, чем до сих пор дано на них ответов.
И закрутились мысли. Если возраст пещеры датируется 1827 годом, то тогда это сооружение могло иметь отношение к событиям, когда преследовались декабристы. Преследовались тогда мыслящие люди и на Украине.
В восстании декабристов против царизма принимали участие офицеры — люди военные. А название села связывают с пребыванием здесь солдат Преображенского полка. А еще, как известно, в восстании декабристов принимали участие поляки. А в Украину им-то значительно ближе, чем в Петербург. Если так, то тогда становится понятным католическое изображение святого. Следовательно, пещера может быть более старой по своему возрасту, чем мы считали раньше.
Все, кто исследовал пещеру, сходятся в одном, что она была недостроенная. Об этом писал в своем письме местному краеведу В.М. Прыню руководитель харьковской спелеологической экспедиции А.Г Ковалёв Что-то помешало строителям довести до завершения строительство подземного храма. А.Г.Ковалёв выражал мнение (которое до него неоднократно выражали председатель сельсовета Л.Верцун и житель села М.Субботин) о необходимости взять под охрану государства этот памятник истории. Поспешность, с которой строители храма оставили его, порождает некоторые мысли. В давние времена в Российском государстве происходило немало всевозможных восстаний. Часто они терпели поражения, и повстанцы спасались, убегая в общества старообрядцев, или искали другого пристанища. Кое-кто может отрицать: мол, старообрядцев у нас не было. Берусь доказать обратное. Потому что рядом с Преображенным, как я отметила в начале рассказа, лежит село Фомовка.
В 1904 году в селе был основан Успенско-Серафимивский монастырь, а до того здесь было устроено в 1894 году протоиереем Раздабаровым на его собственные средства женское старообрядческое пристанище для учебы единоверцев грамоте. В 1897 году пристанище было преобразовано в общину. Об этом сообщил С.Булгаков в «Настольной книге священно-церковного служителя», изданной в 1913 году в Санкт-Петербурге и переизданной в 1993 году.
Выходит, если здесь учили детей старообрядцев, то там же жили и их родители. И Григорий мог быть связанным с ними, а поэтому и назван святым при жизни. Из рассказов местных жителей мы также узнали, что между селами Преображенным и Наугольным давно когда-то стоял крест, и возле него собирали средства прихожан на монастырь. Возможно, тот храм и есть пещеры, которые строились?
Легенд относительно этого тоже немало. Например, узнали и о таком толковании: пещеры от Преображенного тянутся к Наугольному, и что этими подземными путями люди убегали от нападения татар. Тогда сколько же лет пещере? Выходит, ее история достигает времен казачества. Но то всё гипотезы, в подтверждение которых мы пока что ничего не имеем. Как не можем опровергнуть или подтвердить и ту мысль, что Преображенская пещера тянулась вплоть до Успенско-Серафимовского монастыря в Фомовке. Из рассказов известно (и это кажется более вероятным), что после исчезновения Григория в пещере жил бездомный паломник, а когда его не стало, пастухи подожгли вход из хвороста, и он обвалился. И о пещере на долгое время забыли.
В 60-ые годы пещеры отыскали и открыли усилиями Л.Верцуна и его единомышленников. Тогда были найдены некоторые вещи, и среди них упомянутый ранее округлой формы меловой знак. Все было передано в областной музей. В пещеру пригласили районное руководство и представителей областного музея. Последние особенного энтузиазма не проявили. Рассказывают, что при тщательном обследовании пещеры там были найдены гильзы периода Великой Отечественной войны. Поэтому было решено устроить взрыв в пещере, чтобы перегородить путь для посетителей в более отдаленные ее части.
Так что тайн Преображенская пещера заключает в себе немало.
Из этого исходили и в Сватовском краеведческом музее, когда меня убеждали, что увидеть можно лишь часть сооружения, потому что другая завалена с целью безопасности. Мы же во время исследования пещеры нашли два меловых завала. Один из них, найден мной, ориентированный на север, а другой, найден другим членом нашей экспедиции, ориентированный на юг. Вход, которым мы проникли в пещеру, ориентирован на запад. Тогда как не согласиться с А.Г.Ковалёвым, что сооружение является подземным храмом? Потому что именно так строили христианские соборы.
Впрочем, вопросов не уменьшилось. Кто автор вычеканенных надписей очень давнего вида? И могли ли 27 человек вместе с Григорием за такое достаточно короткое время при тогдашнем оборудовании создать такую пещеру? Да и о том, что Григорий был человеком грамотным, мы до этого времени не имеем сведений. А возможно, и долбили пещеры ночью именно потому, что ее просто открыли!?
Ясно лишь одно: никто, кроме экспедиции Ковалёва, серьезно не занимался обследованием пещеры.
Возможно, ее открывали несколько раз, и Григорий был одним из ее открывателей? Тяжело сказать, при каких обстоятельствах было оставлено подземное сооружение, вернее её строительство. Если же сослаться на то, что в нашем крае жили старообрядцы и к ним убегали, скрывались мятежники, тогда нужно тщательным образом проследить историю восстания декабристов, проследить их путь на Украину. А возможно, и другие восстания. Нужно проследить пути движения повстанцев, их национальный состав. Возможно, откроется страница нашей местной истории, которая засвидетельствует о связи жителей нашего края с выходцами из других территорий тогдашнего государства.
Пещера могла служить прибежищем для повстанцев, и какой-то верующий католик мог молиться на изображенного им самим святого. Потому что как по-другому толковать нашу находку, которая совсем не укладывается в общий православный вид храма?
При обследовании подземного сооружения нас поразило то, что изображение православного креста почти не поврежденное.
Однако этого не скажешь о стенах пещеры, которые везде покрыты автографами посетителей, которые как мусор наслоились на стенах.
Уникальна и Преображенская пещера тем, что температура в ней сохраняется без особенных колебаний. А тишина там невероятная и мастерство давних строителей не может не удивлять. Когда-то в наших краях по-особенному строили и хаты-крейдянки. Они зимой были очень теплыми, а летом хранили прохладу. Теперь то искусство где-то потерялось в веках.
Сегодня в селе Преображенном на Сватовщине живут работящие, добрые и умные люди. Есть там хор, который имеет звание народного. В его репертуаре не только народные песни, но и образцы классического пения — литургии. Живут здесь энтузиасты культурно-просветительской работы.
Одним словом, обычное село, что живет своей полнокровной жизнью и, обычно, людям небезразличная судьба исторического памятника, который скрывает в себе неразгаданную тайну.
После посещения пещеры лично мне тоже показалось странным, что при общем загрязнении стен изображение православного креста прекрасно сохранилось. Может, не поднялась рука человеческая на святыню пращуров? А может, его и в самом деле вычеканила рука святого? Так как если среди нас перестанут рождаться святые, сможем ли мы донести будущим поколениям свою историю, культуру, веру, духовные сокровища и наше государство?
И все же мы немало унаследовали от своих пращуров. И прежде всего, их духовное величие! А память веков зовет нас строить и сооружать, чтобы достойно жить на этой земле.
Я очень благодарная всем, кто вместе со мной осуществлял это путешествие: выпускнику Одесской духовной семинарии Александру, специалисту по физике Виктору, верной поклоннице православного христианства Раисе. Склоняю голову перед памятью нашего водителя Виктора Ивановича, который в душе был настоящий казак, но, к сожалению, которого уже нет среди нас.
Буду очень рада, если рассказ о пещерах даст толчок к новым исследованиям, к новым находкам. Ведь история края — это неисчерпаемый источник, приходя к которому, можно много узнать интересного, нужного и полезного в будущем.

Л. Белоцерковская, с.Фомовка             Сайт города Сватово

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*