История английских танков в Луганске

Как английские танки оказались в Луганске?Боевые машины принимали участие в гражданской войне 1918-1920 годов и были задействованы войсками Деникина против красноармейцев: правительство Объединенного Королевства в числе другого вооружения и обмундирования поставило и эти танки Белой гвардии. Луганские историки установили, что оба луганских «Марка» в составе Белой гвардии двигались из Новороссийска в Севастополь, затем приняли участие в боях на Перекопе. Каждая машина МК имела свое имя: «За святую Русь», «Первая помощь» и др. Установлено, что один из «луганских» танков носил имя «Дерзкий».
В ходе сражений машины были отбиты у белогвардейцев красными. И уже в 1920 году эти, а также французские танки входили в первый автотанковый отряд, который и положил начало новому роду войск РККА — танковому.
Всего в Россию было передано около 60 танков, из которых уцелело лишь около 30. В 30-е годы танки марки МК-5 были сняты с вооружения частей Красной Армии. А в 1938 г. нарком обороны Ворошилов утвердил документ, в котором имелась следующая информация: «…Все эти танки не на ходу, без вооружения, хранятся на окружных и центральных складах и войсками не используются. Танки считаю необходимым использовать следующим образом: «Риккардо» (так, по названию модификации двигателя, называли в СССР танки «Марк-5») в количестве 14 штук передать по два городам: Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Ленинграду, Киеву, Ворошиловграду ( Луганску) и Архангельску для использования их как исторические памятники гражданской войны».  А после перевооружения Красной Армии трофейные танки установили в городах бывшего союза как памятники. Большинство из них во время Великой Отечественной войны переплавили на столь необходимый в то время металл. Луганские танки могла постичь та же участь, ведь металл нужен был и нашей стране, и оккупантам. Но опасность над уникальными памятниками возникла не в военный период, а гораздо позже. В так называемое время «оттепели». Английские танки были демонтированы. Обе 35-тонных машины были закопаны в землю на территории завода имени Ленина. Позже их все-таки возвратили на место.Немного истории.  Танки серии МК-5 выпускались в Англии только год (с 1917 до 1918-й). За это время было произведено 400 машин. Существовало две модификации («male» и «female», что означает «самец» и «самка»). Их различие между собой заключалось в вооружении: самец — 2 пушки и 4 пулемета, самка — только 6 пулеметов. Однако самки оказались слабыми в бою, это показала битва с германскими танками под Виллер-Бретоне 24 апреля 1918 года. И тогда конструкторы пришли к выводу один пулеметный спонсон «female» сделать пушечным. Измененная модификация получила название «композит». Из 400 танков «Марк-5» 200 были «самцы» и 200 «самки». Сколько «female» было переделано в «composite», неизвестно, но, пожалуй, меньше 200. Какого же «пола» луганские «МК-5»? Если внимательно присмотреться к их «стволам», то можно заметить, что с одной стороны (справа) видна башенка пушечного спонсона, а с другой — нет, поскольку он пулеметный. Если так, то оба танка у Луганского краеведческого музея являются модификацией «сomposite».  Машин марки МК в мире осталось всего пять (кстати, в Харькове и Архангельске хранятся «самки»). Ни один экземпляр не сохранился даже в Великобритании — родине бронированных гигантов.Луганские власти провели реставрацию танков в 2009 году и выставили их ко дню города.IMG_1034_thumb IMG_1033_thumb IMG_1030_thumb

История английских танков в Луганске: Один комментарий

  1. Из танков, сформированных в четыре танковых отряда по 4 танка, восемь штук были тяжёлыми пушечными Mk V, а девять — лёгкими пулемётными, из которых в одном находился «из спорта» британский экипаж однорукого капитана Кокса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*